Святой адмирал Фёдор Ушаков
Сегодня 15 октября, ровно 202 года тому назад скончался величайший флотоводец, адмирал Флота Российского Феодор Ушаков.
Величие его неоспоримого гения в том, что он за всё время своей службы Отечеству не понёс ни одного поражения и не отдал в плен ни одного своего матроса.
Теперь его именем называют улицы и площади, присваивают учебным заведениям, кораблям. Устанавливают памятники и чтят его память не только в России, но и за рубежом. Родом Фёдор Ушаков был из небогатого, но древнего дворянского рода.
С юных лет семейные традиции, прививаемые большому семейству Ушаковых отличались набожностью, которая почиталась главным условием воспитания детей в развитии высоких религиозных чувств и строгой нравственности. Вместе с тем, отрок Фёдор отличался смелостью и решительностью – например во время охоты на медведя, на которую он ходил вместе со старостой.
В 16 лет молодой человек был записан в Морской кадетский корпус, который располагался в Санкт-Петербурге.
Будущий адмирал, отличаясь хорошей учебой и доброй нравственностью, прилежно постигал преподаваемые ему науки, особую склонность проявляя к арифметике, навигации и истории, и через пять лет успешно, одним из лучших, окончил Морской корпус, получил офицерский чин и был приведен к присяге:«Аз, Феодор Ушаков, обещаюся и клянуся Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием в том, что хощу и должен ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ моей всемилостивейшей Государыне ИМПЕРАТРИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ АЛЕКСЕЕВНЕ САМОДЕРЖИЦЕ и ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА любезнейшему Сыну Государю Цезаревичу и Великому Князю Павлу Петровичу, законному всероссийскаго престола Наследнику, верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови… В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий!».
Первые годы после выпуска молодой офицер провёл на северных морях, где получил хорошую практику. В последующем его перевели в Херсон – в 1775 году, при императрице Екатерине II, было принято решение о создании на Черном море регулярного линейного флота.
Своим первым орденом Святого Владимира IY степени Ушаков был награждён за умелые действия во время чумы в районе постройки кораблей, когда он проявил всю свою человечность по отношению к ближним, а также за ликвидацию последствий эпидемии в своём подразделении.
Трактатом между Россией и Турцией от 28 декабря 1783 года Крым был окончательно присоединен к России. В то же время указом императрицы было предписано выстроить новую крепость Севастополь, верфь и военное поселение, куда и прибыл будущий адмирал.
11 августа 1787 года Турция объявила войну России – именно с этой даты началась настоящая военная карьера Ушакова, его многочисленные победы в сражениях с турками, искусное ведение морского боя с превосходящими силами противника, которые приводили их «в чрезвычайный страх и ужас».
Человеческие качества Фёдора Ушакова говорят о том, что он из личных средств заботился и об устройстве дорог, рынков, колодцев и вообще снабжении города пресной водою и жизненными припасами, строил казармы и госпиталь для матросов.
Император Павел I за победу при Корфу произвел Феодора Ушакова в адмиралы. Это была последняя награда, полученная им от своих государей.
Вернёмся к нашему адмиралу в другой раз, а теперь о его Средизамноморском походе, в Италии…
В Северной Италии русские под предводительством славного Суворова громили «непобедимую» армию французов. Суворов просил адмирала Ушакова с юга оказывать ему всемерную поддержку. И вот, находясь в теснейшем взаимодействии, они били французских республиканцев на суше и на море. Два великих сына России – они показали всему миру, что такое русское воинство. Отряды кораблей с десантом стремительными передвижениями по Адриатике и вдоль юго-западных берегов Италии наводили панику на французские гарнизоны. Но и тут не обошлось без козней: интриговали англичане, а их знаменитый контр-адмирал Горацио Нельсон всячески пытался досаждать Ушакову; слава русского флотоводца не давала покоя Нельсону. В переписке с своими друзьями он заявлял, что Ушаков «держит себя так высоко, что это отвратительно». Спокойная учтивость русского адмирала раздражала Нельсона: «Под его вежливой наружностью скрывается медведь…». И наконец, уже с полной откровенностью: «Я ненавижу русских…». Это чувствовал и сам Феодор Феодорович: «Зависть, быть может, против меня действует за Корфу… Что сему причиною? не знаю…». Тем временем русские моряки и десантники взяли город Бари, где отслужили благодарственный молебен у мощей Святителя Николая Чудотворца, затем Неаполь и 30 сентября 1799 года вошли в Рим.
Источник : Московские Суворовцы
Марченко Ирина