Николай Тимофеевич Аристархов, трагическая судьба АГОНовца
Аристархов Николай Тимофеевич
(1921-1955)
Эта статья о катастрофе самолёта Ил-14 авиакомпании «Аэрофлот», бортовой номер СССР-Л5057, выполнявшего рейс по маршруту Москва — Сталинград — Москва.
В ходе поисков судеб участников героической группы АГОН ссылка, действующей на территории Италии, оказалось, что трагическая смерть бортмеханика, члена группы АГОН Николая Тимофеевича Аристархова связана с этой катастрофой…
В годы войны в оккупированной фашистами Норвегии, воодушевлённые подвигом защитников Сталинграда, активистки различных общественных объединений тайно сшили советский флаг, а после освобождения страны подарили его советским военным. Флаг был передан в Сталинград и хранился там в музее. Делегацию женщин пригласили посетить город. На обратном пути из Сталинграда они летели на злополучном самолёте.
Экипаж 65 авиаотряда выполнял рейс по маршруту Внуково-Сталинград-Внуково. Во время полета в Сталинград экипаж сделал не предусмотренную расписанием посадку в Воронеже, чтобы взять на борт нескольких пассажиров. После посадки сменный инженер аэропорта, проводя внешний осмотр самолета, обнаружил на заднем капоте правой мотоустановки напротив 3-го цилиндра незначительные следы масла. На его вопрос бортмеханик ответил, что масло выбивает из выхлопного патрубка при запуске мотора. Инженер убедился, что на глушителе 3-го цилиндра также были следы горелого масла. Стоянка самолета в Воронеже продолжалась в течение 10 минут вместо положенных по нормативам для осмотра не менее чем 30 минут. Вылет на Сталинград был разрешен.
После посадки в а/п Сталинграда при осмотре самолета старший инженер аэропорта, обнаружив выбивание масла из правого мотора, дал команду произвести помывку мотора, после чего запустить его и опробовать на предмет течи масла. При опробовании было установлено, что масло выбивает из под крышки клапанной коробки 3-го цилиндра. Гайки крышки были подтянуты до полной затяжки. После повторного опробования в течение 20 минут выбивания масла не было.
В 13:29 с задержкой на 29 минут был произведен взлет. Полет проходил на эшелоне 2 200 м в облаках. В 15:10 экипаж доложил, что зафлюгировал правый мотор и произведет вынужденную посадку в Воронеже. После доклада о пролете ДПРМ экипаж получил условия посадки с курсом 46° и разрешение на снижение до 900 м. Затем, после доклада экипажа о выходе на визуальный полет, связь прекратилась.
Разрушенный и горящий самолет был обнаружен в поле северо-восточнее Воронежа в 5 км от КТА аэропорта с азимутом 280° (в 4 км от ВПП). Правая плоскость крыла была обнаружена в 550 м от фюзеляжа с азимутом 250° (3 750 м от ДПРМ с азимутом 340°). Правый мотор находился в 185 м от обломков фюзеляжа с азимутом 300°.
Фактическая погода: облачность 10 баллов, слоисто-кучевая, без осадков, высотой 975 м, горизонтальная видимость 10 км. Экипаж пилотировал самолет спокойно и уверенно. Их действия были правильными и на исход полета не повлияли.
Установлено, что вследствие отказа правого двигателя в нем возник пожар. После выхода из облаков на высоте 800-900 м у самолета оторвался правый мотор, а затем правая плоскость. Самолет, горя, в 15:18 упал на землю и взорвался. Экипаж и пассажиры погибли. На борту находилась делегация норвежских женщин из 10 человек – активисток различных политических партий и общественных объединений, а также трое сопровождающих из антифашистского комитета советских женщин, по приглашению которого делегация посетила Сталинград.
Исследование двигателя показало, что произошло разрушение гильзы цилиндра №2 из-за наличия в нем усталостной трещины вследствие ее некачественного изготовления на заводе-производителе. На гильзе имелись грубые риски от механической обработки. В результате возникшего пожара в районе установки двигателя произошло разрушение центроплана вследствие пережога его основных силовых элементов и потери прочности других элементов конструкции. Крыло, потеряв свою прочность, разрушилось и отделилось в воздухе. Экипаж до последнего момента не знал о пожаре. Разрушение крыла было для экипажа совершенно неожиданным. Вероятно, лампочка сигнализации пожара в двигателе была зашторена (колпачок лампочки повернут вправо до упора). Члены экипажа, зафлюгировав винт правого двигателя, недостаточно затем наблюдали за ним.
Во время стоянки в Сталинграде самолет не был подвергнут полному послеполетному осмотру. В частности, не проверены маслофильтры.
Наработка правого двигателя составляла 250 ч снэ.
Погибли все 25 человек, находившиеся на борту, в том числе 10 членов делегации норвежских женщин, прибывших в СССР по приглашению Антифашистского комитета советских женщин, и 3 его сотрудницы, сопровождавших гостей. Для расследования причин катастрофы на месте прибыла правительственная комиссия во главе с заместителем Председателя Совета Министров СССР М. В. Хруничевым.
Экипаж самолёта (похоронены на Новом Донском кладбище)
Шамрицкий Григорий Федорович (род. 19.01.1913) — КВС
Туриков Иван Иванович (род. 02.09.1913) — второй пилот
Аристархов Николай Тимофеевич (род. 05.05.1921) — бортмеханик
Шталин Анатолий Иванович (род. 30.06.1926) — бортрадист
Логинова Мария Никаноровна (род. 10.03.1938) — бортпроводница
Cотрудницы Антифашистского комитета советских женщин (похоронены в колумбарии Новодевичьего кладбища, старая территория)
Попова Мария Павловна (род. 1915) — секретарь парт. организации Антифашистского комитета советских женщин
Горинова Татьяна Ивановна (род. 1905) — преподаватель АОН при ЦК КПСС
Рябова Инна Юрьевна (род. 1932)
Материал подготовила Марченко Ирина
предыдущая статья “Советский лётчик-ас Иван Овчаренко”
следующая статья “Борис Тихонович Калинкин – Герой Советского Союза”