На древней земле Италии
Побег из концлагеря был удачным. Неволя осталась позади, но что ждало их, восьмерых русских, на чужой, незнакомой земле? Знали, что где-то неподалеку действуют итальянские партизаны, знали, то среди них есть и свои, советские ребята. Но можно было в любую минуту нарваться на немецкий патруль, и тогда снова прощай свобода, жизнь, Родина.
Иван первый заметил четверых вооруженных. «Что за люди?» – мелькнула мысль. Передал товарищам: «Если фашисты, будем драться. Умрем, но не сдадимся».
Это были итальянские партизаны. Часа через два они уже были в расположении отряда. Усталые и голодные, они повалились на траву. Их окружили. Высокий черноволосы итальянец принес вино, сыр, белый хлеб.
– Пей, камрадо, – подал он Ивану кружку с вином.
– Как зовут?
– Иваном.
– О-о, по нашему Джованни. А меня Энрико, – и он пожал русскому его крепкую руку. – Вместе будем бить фашистов.
… К новичкам присматривались, проверяли. В отряде было немало своих, бежавших из немецкого плена. Они не раз беседовали с земляками с целью убедиться, свои ли, не предателей ли к ним подослали. Вскоре Ивану и его товарищам выдали оружие и они стали полноправными членами партизанской семьи.
Помнят каштановые и оливковые рощи Италии отчаянных светлоголовых парней, громящих врага вдали от своей Родины. Это она звала их на беспощадную борьбу с фашистами, вдохновляла на подвиги. Одним из отважных мстителей был наш земляк, пачелмец. О нем и начат рассказ, это он организовал побег.
В самом первом бою из своего пулемета Иван Оськин уничтожил более двух десятков немецких солдат. У дороги, ведущей в горы, в трех метрах была устроена засада. Показалась колонна автомашин с солдатами. По сигналу командира Иван первым открыл огонь по головной машине гитлеровцев. Те заметались, открыли беспорядочную стрельбу, падали от меткого пулеметного огня.
– Бей их Джованни, бей! – кричал лежавший рядом Энрикио, подавая Ивану патроны.
В этом бою много гитлеровцев было взято в плен. Взяты богатые трофеи – оружие, боеприпасы, продовольствие. Все это партизаны увезли на лошадях с собой.
Немало на счету боевых операций у партизана Ивана Оськина. От его руки пал не один фашистский завоеватель, пущено им под откос не одна фашистская машина. Но в одном из неравных боев группа партизан, в которой был и Иван Оськин, была окружена, разгромлена, и 8 человек, в том числе и наш земляк, попали в руки к фашистам. Всех восьмерых повели на расстрел. Четыре автоматчика шли слева и сзади них. Справа зиял глубокий овраг, внизу вдали виднелись кусты, дорога. Как по команде все бросились к круче. Сзади раздались автоматные очереди. Двое были убиты, остальные покатились под откос. Вероятно, Иван разбился бы, если б на пути не оказался густой кустарник.
Он был ранен в правый бок, левая нога выше колена была сильно разбита о камни. Нашел в себе силы уползти. Полз, не зная куда. Потом потерял сознание.
Пролежал ночь. Очнулся, когда солнце уже было высоко. Попробовал двигаться – не смог. Оба сапога были полны крови. Слышны были голоса. Понял, что лежал недалеко от города, за который вели бой. В любую минуту могли прийти немцы. Тогда – конец.
Его, окровавленного и обессиленного, обнаружила проходившая мимо девушка. «Синьорина, помоги, – слабым голосом позвал ее Иван». Девушка сразу поняла, кто это. Она сходила за подругой и они перенесли раненого в дом.
Девушку звали Верчиной. Ее подругу Анной. Священника близлежащей церквушки звали Джино. вот эти трое приняли самое горячее участие в судьбе Оськина Ивана, простого советского человек, с оружием в руках отсеивавшего независимость их родины. Верчина перевязывала ему раны, носила пищу, когда его унесли в горы из оккупированного фашистами города.
– Выздоравливай скорей, Джованни, – говорила Ивану черноглазая худенькая Верчина. Рискуя своей жизнью, она пригласила для операции врача, не зная, что он за человек, как он отнесется к раненному партизану. Но врач оказался своим и даже знакомым Ивану Человеком. Как-то, проводя одну диверсию, Ивану со своими товарищами пришлось скрываться в одном кабачке. Там и произошло знакомство русского партизана с врачом – итальянцем. Иван подарил ему тогда часы.
Удивительную самоотверженность и смекалку проявил падре Джино. Ивану нельзя было оставаться в городе. в любое время его могли обнаружить, да и поврежденная нога начала гнить – требовалась операция. Необходимо было уносить раненого в горы. А как?
Джино, Верчина и другие итальянские друзья рисковали своей жизнью. Ивана положили на носилки, накрыли саваном. Сухая рука священника легла на его лоб.
– Мы спасем тебя, камрадо. Ты будешь жить, но сейчас ты – умер. Понял? Не шевелись.
По улицам, кишащим немецкими солдатами, они пронесли Ивана под видом покойника. Джино беспрестанно курил ладаном. Потом они рассказывали, что немецкие солдаты и итальянские жандармы при встрече с похоронной процессией снимали фуражки и становились по стойке «смирно».
кончилась война. Иван еще не вставал с постели. Но вот пришло время уезжать. Далекая Родина неудержимо тянула к себе. Под перестук колес, глядя на убегавшие назад виноградники, вечно голубое небо Италии, на горы, в которых не так давно рокотало грозное эхо его пулемета, Иван шептал:
– Прощайте, друзья. Прощай, Верчина.
***
В настоящее время Иван Павлович Оськин работает на птицефабрике госплемзавода «Пачелма». Он часто вспоминает своих итальянских друзей. У него до сих пор хранится фотография Верчины, девушки, спасшей его.
В 1958 году указом Президиума Верховного Совета СССР за активное участие в итальянском партизанском движении Иван Павлович награжден орденом Отечественной войны II степени.
На древней земле Италии / В. Умнов // Знамя Ленина
(Пачелмский район). – 1965. – 8 мая.
Справка:
Оськин Иван Павлович
Военно-пересыльные пункты и запасные полки
Дата рождения: __.__.1916
Место рождения: Пензенская обл., Поимский р-н, с. Невежкино
Дата и место призыва: __.__.1939 Поимский РВК, Пензенская обл., Поимский р-н
Воинское звание: рядовой
Последнее место службы: 73 сд
Военно-пересыльный пункт: Пензенский ВПП
Прибыл в часть: 17.11.1945
Воинская часть: Поимский РВК, Пензенская обл.
Олеся
Огромное спасибо за информацию.