О “капитане” Авдееве, награждённом золотой медалью «За воинскую доблесть»
Просматривая публикации за прошедшее время и готовя новые, я удивилась тому, что на нашем портале ещё не было рассказано об Авдееве. Кавалер, удостоенный высшей награды Италии за подвиг на поле боя — золотой медали «За воинскую доблесть», конечно, достоин быть здесь среди своих товарищей по борьбе.
В книге Мауро Галлени, одним из источников первоначальной информации о советских партизанах, об Авдееве я нашла исключительно мало информации, буквально пару строк, то, что он был офицером Красной Армии и являлся командиром батальона «Сталин». Пожалуй, батальон был одним из немногих, в которых не велась документация, а в сохранившихся архивных записях других отрядов, “капитан” числится под фамилией Данил Индроф.
Соотечественник Галлени, Лео Пикко написал книгу «Partigiani sovietici nella val D’Arzino» о нём и его товарищах по борьбе с нацифашизмом в регионебатальоне «Сталин». Сам Лео (партианская кличка «Том») был участником партизанского движения, каждый день мог наблюдать и общаться с русскими, был знаком с ними с самого первого дня прибытия в расположение отряда.
Автор долгое время не мог «отойти» от всех ужасов пережитого, и уже в 1960 году решил поделиться с читателями своими воспоминаниями о прошлых днях, он списался с секретарём комитета партизан в Москве Иваном Куликовым с просьбой найти родственников капитана Авдеева. Нужно сказать, что поиск длился долго, во-первых, нужно понимать то время, когда об электронных почтовых ящиках ещё никто и не мечтал, да и переводить эти письма было нужно. Спустя три года был установлены имена и фамилии участников этой героической тройки русских – Александр Копылков, Антон Мельничук и Даниил Авдеев. В том же году Мельничук отправил письмо, в котором сообщал имена всех ему известных партизан бригады, это были – Александр Копылков, Валентин Бобков, Семён Юрченко, Иван Петрушенко, Василий Бельченко, Николай Бахмутский, Ефим Бородин. Уточнил и то, что он вместе с Даниилом сбежал из концлагеря в Германии, затем уже из Швейцарии, преодолев около 450 км пешком, достигли Италии, местечка Val d’Arzino.
Спустя два года, в ноябре 1965 года, ассоциация партизан Удине начала готовить документы для установления памятной доски на внешней стене кладбища Clauzetto, где был похоронен Авдеев, впоследствии доска была открыта 1 мая 1966 года.
В 1970 году ассоциацией были представлены документы на награждение героя медалью воинской доблести.
Лео Пикко не дожил до того дня, когда Данилу Авдееву была присвоена эта награда – золотая медаль «За воинскую доблесть», до своего последнего дня Пикко не переставал собирать материалы и писать воспоминания о тех днях, и о трёх русских, оставивших глубокий след в его памяти.
«Капитан» Авдеев, так его звали итальянцы, на самом деле был кадровым офицером Красной Армии, закончил военную инженерную академию в Ленинграде. В Ленинграде имел жену и дочь. После окончания учёбы для прохождения службы был направлен в г. Себеж.
Как известно, 22 июня 1941 года, вероломно, без объявления войны, Германия напала на Советский Союз, по мнению фон Листа, немецкого военачальника, операция по захвату России должна была закончиться в пределах восьми, максимум двенадцати недель…
В самом начале войны, молодой лейтенант был направлен в Западный военный округ для строительства оборонительных сооружений, буквально сразу же, отряд был окружён немцами, взят в плен. Даниил вместе с двумя товарищами после шести месяцев заключения, сбегает и попадает за линию фронта, к своим. Арестован, тогда по подозрению в предательстве, могли и расстрелять, но его отправили в штрафной батальон. Его жене сообщили, что он предатель, её выгнали из служебной квартиры в Ленинграде, и вот она с маленькой дочкой на руках в уже блокадном Ленинграде. Дочь умирает от голода, а жена просит помощи у сестры Даниила, Дарьи, которая живёт во Всеволожске. Рискуя своей жизнью (мы ведь знаем – как относились к «предателям и их семьям»), сестра Авдеева прячет жену несколько месяцев, пока не нашлись «добрые» люди, сообщили «куда следует» о том месте, где находится жена предателя. Сколько поломанных судеб, сколько незаслуженно приговорённых, осуждённых безвинно, поломанных судеб! Это сейчас мы знаем из рассекреченных документов, но наверное, точное количество мы не узнаем никогда. Не знал этих подробностей о своей семье Авдеев, он вместе с товарищами вошёл в отряд итальянских партизан.
Из книги Лео Пикко узнаём подробности о том, как именно советские военнопленные попали к итальянцам. Поначалу в отряде гарибальдийцев «Маттеоти» их приняли с опаской, удивило итальянцев и то, что они довольно неплохо понимали итальянский язык. Объяснение этому было простое – в Швейцарии, в плену было немало итальянцев, общение с ними помогло выучить язык. Командованием отряда было принято решение проверить – на что способны новоприбывшие, и вскоре они убедились в том, что не ошиблись. Уже в мае 1944-го отряд пополнился новыми членами, около тридцати человек, было решено организовать отдельный отряд «Guastatore», командовать которым было поручено Авдееву. К июлю отряд разросся, насчитывая около 120 человек, общим голосованием было решено переименовать его, теперь он стал называться батальон «Сталин». Кроме советских граждан в него водили также поляки.
Вот как описывает Пикко свою последнюю встречу с Авдеевым: «Одинокий и задумчивый сидел он в небольшой расщелине поблизости от хребта Chiandins (горный массив в Альпах), открытого с юга и защищённого с севера. Том уселся рядом…
-Ты такой серьёзный, что-то случилось?
– Нет, просто воспоминания.
Грустно, тихим голосом начал говорить о своих родных, о своей далёкой Родине, об огромных лугах и реках, тройке и лошадях, взрывающих снег… Понимая состояние души друга, Том молчит. Через минуту Даниил, взъерошил волосы, откинул их со лба и спросил:
– Ты пришёл с докладом?
– Ситуация меняется, должны оставлять наши дислокации. Окружены со всех сторон, сегодня утром их Tolmezzo ( городок в регионе Фриули-Венеция-Джулия, в провинции Удине) отправились тысячи новых нацифашистов и за ними целый хвост вагонов. Кажется, они и не думают останавливаться.
– То есть, сегодня ночью они будут у нас.
На прощание обменялись рукопожатиями, каждый из них был ответственен за собственные решения»
Дальше произошло вот что: с началом широкомасштабного наступления немецких войск, которое могло привести к полному разгрому партизан и установлению контроля над этой местностью частями казаков-коллаборационистов, батальону пришлось отступить в долину Arzino. Партизанам из батальона «Сталин» удалось продержаться в течение нескольких дней, сдерживая продвижение сил противника вглубь территории. 11 ноября 1944 года бригада Даниила устроила засаду на дороге, по которой двигалась немецкая колонна. Операция завершилась успехом, колонна была уничтожена. Однако в этом бою комбат Даниил Авдеев погиб. Его нашли спустя несколько дней в одной из канав, в правой руке было оружие без единого патрона, в левой он держал окровавленную тряпку…
Племянница Авдеева призналась, что о смерти дяди она узнала случайно, а раньше семья боялась делать запросы у командования Красной Армии о судьбе Авдеева, по уже известным причинам.
В 1961 году в журнале «Советская Россия» появилась публикация о том, что Даниил Авдеев героически погиб, защищая свободу Италии. Семья начала делать запросы через Красный Крест, понимая, что именно из Италии были получены необходимые сведения.
Из архивных данных ANPI (Удине), прощальная речь Пикко: «Бедный командир Даниил, добрый и мужественный, должен был умереть в жестокой схватке в северной части Сан Франческо. Его героический дух молодого советского кавалериста останется среди нас как память в его стремлении освобождения Италии».
Том вспоминает, и Авдеев стоит перед его глазами: высокий, возможно даже крупнее его самого, прядь каштановых волос падает на правый глаз, два голубых глаза – взгляд быстрый и умный. Отдавал приказы и за ним шли без команды, часто вспоминал русскую равнину, в голосе слышалась ностальгия по своей семье. В сражениях двигался стремительно как белка, среди своих, воодушевляя их, выносливый в марш бросках. Рот,всегда готовый растянуться в улыбке и рассказать анекдот. По-итальянски говорил, почти его не коверкая. Том представил его перед собой, и голубое стало превращаться в почти невидимое, прозрачное, как снег над русской равниной. Это было последнее прощай…
Источник: Leonardo Picco «Partigiani sovietici nella val D’Arzino»
Искренняя благодарность ANPI Удине за предоставленные фотографии.
© Марченко Ирина
Справка:
Авдеев Даниил Варфоломеевич
1917 – Костромская обл.
Дата и место призыва: 1936
Воинское звание: лейтенант
Последнее место службы: ЗапФ 15 уч.
Дата выбытия: До 04.06.1943
Причина выбытия: пропал без вести